Логотип ООО АМАЙ Автоэкспертиза
Главная
Автоэкспертиза
Автоюрист
Споры со страховщиками
Споры с ГИБДД
Трасологическая
Автооценка
После ДТП
Юридическая помощь
Исковое заявление
Взыскание страховых выплат
Возмещение ущерба при ДТП
Оcпаривание вины в ДТП
Оставление места ДТП
Экспертизы
Экспертиза АКПП Nissan Maxima
Экспертиза двигателя VW Tuareg
Законодательство
Нормативные документы
Таблица штрафов
ПДД
Полезное
Адреса судов
Образцы документов
Штрафстоянки
Контакты
Заявка

Республика Татарстан

г. Набережные Челны                           283-К/09         12 сентября  2011 года

ООО Экспертно-исследовательская
научно-производственная
фирма «Амай»
(ООО ЭИНПФ «Амай»)

Заключение эксперта
по гражданскому делу №2-2193/2011

Мной, инженером-экспертом ООО ЭИНПФ «Амай» Залялеевым Камилем Башировичем, имеющего высшее техническое образование по специальности инженер-механик автомобильного транспорта, со стажем экспертной работы 42 года, на основании определения Нижнекамского городского суда  от 17.06.2011г., выполнена автотехническая   экспертиза автоматической коробки передач автомобиля Nissan Maxima рег. № В 000 УТ.

Предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения согласно ст. 307 УК РФ
___________________________

Для производства экспертизы поступили:

  • Настоящее определение
  • Автоматическая коробка передач в разобранном виде
  • Квитанция №000986 без даты
  • Наряд-заказ №078145 от 18 июня 2010г.
  • Копия квитанции №096868 от 20 августа 2010г.
  • Квитанция №096751 от 22 июня 2010г.
  • Копия квитанции №096729 без даты
  • Копия квитанции №078129 от 27 мая 2010г.
  • Копия паспорта транспортного средства
  • Копия свидетельства о регистрации ТС №16 ТТ 458232
  • Фрикционы (пластины) в количестве 21 ед.
  • Масляный фильтр в сборе

 
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:

  • Какова причина поломки автоматической коробки передач автотранспортного средства на автомобиле  Nissan Maxima гос. номер В 000 УТ /116 принадлежащий Г* М.И.?
  • Производился ли ремонт автоматической коробки передач автотранспортного средства на автомобиле  Nissan Maxima гос. номер В 000 УТ /116 принадлежащий Г* М.И. по замене прокладок, 5-и фрикционов прямой передачи, замена масла. Если да, то имеется ли прямая причинная связь между поломкой автоматической коробки передач и ранее произведенным его ремонтом?

Использованная литература

  • Харитонов С.А. Автоматические коробки передач. Из-во «Астрель-АСТ», Москва, 2003г.

2. NISSAN MAXIMA. Руководство по ремонту и обслуживанию. Из-во «Ваше Авто». Москва, 1998г.
3. AUTOMATIC TRANSMISSION (автоматические трансмиссии). PARTS CATALOG (каталог запчастей) 2005г.
4. Н. Ткаченко. Автоматическая коробка передач. Из-во «Феникс». Ростов-на-Дону, 2001г.
5. Мин. Юст. УССР. Основы судебно-экспертного исследования технического состояния транспортных средств. Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Киев, 1987 г.
6.   Мин.   Юст. СССР. ВНИИСЭ.  Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП. Москва 1988г.

Исходные данные

  • Квитанция №000986 серия Г Т. Перечень работ выполненных исполнителем услуги «Автобан –НК» при ремонте АКП.

 

Исследование

Автоматическая коробка передач (АКП) является составной частью трансмиссии автомобиля и предназначена для плавного изменения крутящего момента (силу тяги) на выходном валу, скорость и направлении движения.
Представленная к исследованию АКП является планетарным, что определяет вращением шестерен вокруг своих осей, а также вращением совместное с осями вокруг большой шестерни (солнечное), с двумя рядами планетарных шестерен.
АКП представляет собой весьма сложный механизм, состоящий из 3- основных элементов:

  • Гидро - механическую часть
  • Система управления
  • Насосы гидравлические

Гидро-механическая часть включает:

  • Гидротрансформатор
  • Фрикционные муфты
  • Планетарные механизмы
  • Валы
  • Теплообменник

Все составные части АКП, кроме теплообменника, скомпонованны в единый агрегат-корпус, состоящий из 2-х картеров, 2-х крышек, клапанной коробки.

По вопросу №1

Какова причина поломки АКП а/м Nissan Maxima рег. № В 000 УТ, принадлежащего Г* М.И.?

К исследованию представлена:

  • АКП с разъединенными картерами

 Максимально возможно слитое трансмиссионное масло

      в отдельную емкость объемом ≈4 литра, при установленном  
заправочной емкости 7,4 л

 

  • Масляный фильтр с магнитной ловушкой, загрязненный маслом   и прилипшими металлическими продуктами износа.     

 

  • Фрикционы (пластины) сцепления в количестве 21 ед. различного конструктивного исполнения по форме, диаметром, расположению шлицов с характерными признаками износа трущихся поверхностей.

 

        Поверхность АКП полностью загрязнена обильной смесью масла и дорожной грязи.

Значительное количество масляно-грязевого состава находится в передней части клапанной коробки около пучков проводов с ярко выраженным местом обильного масляного содержания.

Обильное наслоение масляно-грязевого состава сосредоточено в проеме выходного вала главной передачи.

Такое сосредоточение является необходимым и достаточным признаком образования течи масла из-за износа сальникового уплотнителя выходного вала.

На рабочей поверхности сальника выявлены местные зазубрины, что соответствует его неисправному состоянию.

Исходя из технических условий ремонта АКП данный сальник подлежал замене при ремонте, что не было выполнено исполнителем работ.
Техническими требованиями ремонта АКП [2] стр. 122 перед началом его разборки производится полная очистка всей наружной поверхности от загрязнения.
Данная технологическая операция предусматривает исключение загрязнения внутренних частей, масляных клапанов грязью, пылью, инородными частицами.
После ремонта и установки АКП его наружная поверхность должна быть чистой.
Однако имеет место значительное загрязнение наружной поверхности АКП трансмиссионным маслом, что является признаком не герметичности сборки отдельных соединений.
В соответствии  с техническими требованиями ремонта АКП [2] стр. 122 – прокладки, сальники, уплотнители и о-кольца при разборке должны заменятся каждый раз, при этом повторное их использование не предусмотрено, в том числе с герметиком.
Данный факт замены должен быть отражен исполнителем ремонта в смете стоимости ремонта АКП с приложением перечня использованных оригинальных запасных частей и материалов, включая прокладки, сальники, уплотнители.
Таких данных затребованных экспертом через суд, исполнителем услуги не представлены.
При  таких обстоятельствах имеются основания о применении при ремонте  и возможности  сборки АКП с использованием б/у прокладок, сальников, уплотнителей.

Исследование гидротрансформатора

Гидротрансформатор в автоматической коробке осуществляет функции сцепления, соединяя коленчатый вал двигателя с коробкой.

Гидротрансформатор образует замкнутое  пространство внутри которого установлены насосное колесо, реактор, турбинное колесо.

Корпус гидротрансформатора не имеет технических повреждений в виде вмятин, трещин. Признаков течи масла не выявлено. Турбинное колесо вращается свободно без самоторможения и заедания.

 

При таких данных отсутствуют явные признаки отказа гидротрансформатора при эксплуатации а/м.

Исследование главной передачи.

Главная передача с дифференциалом скомпонована в едином картере. Назначение главной передачи заключается в увеличении крутящего момента подводимого к ведущим колесам и вращение колес с различной угловой скоростью.

 

Передача цилиндрическая косозубая, без признаков нарушения целостности, имеются признаки износа зубьев (истирание рабочей поверхности), в виде царапин, местных задиров.

 

Шестерни дифференциала не имеют признаков нарушения целостности, их вращение относительно осей свободное, без самоторможения и заедания. Рабочие поверхности зубьев чистые с  царапинами различной направленности.
Установленный конический роликовый подшипник  имеет  видимые технические повреждения в виде радиальных царапин на рабочих поверхностях роликов. Сепаратор находится на месте монтажа, предусмотренное конструкцией. Ролики в сепараторе вращаются свободно без выпадени

я.

 

На основании выполненного исследования главная передача соответствует неисправному  по признаку износа контактных поверхностей.

Исследование прокладки картера гидротрансформатора.

Установленная прокладка герметизирует разъемное соединение картеров АКП, гидротрансформатора и гидроканалов выполненных на картере АКП по месту их разъема

Данная прокладка расположена по месту установки на картере АКП в частично прилипшем состоянии с отсутствием части фрагмента в нижнем переднем углу на длине 70мм.

 

На прокладке имеются 3 полных разрыва нарушающих его целостность. На местах разрывов имеется внедренная герметика.

 

В передней верхней части картера АКП имеется дугообразный, не замкнутый разрыв прокладки, соединяющий масляный канал с отверстием для болтового соединения картеров.

 
Поверхности картеров в окружении места разрыва покрыта толстым слоем маслянистой грязи.
Данное состояние поверхностей картеров является необходимым и достаточным признаком подтекания рабочей жидкости (масла) в процессе эксплуатации а/м после ремонта АКП.
В отдельных отверстиях и на участках грани места разъема, а также в местах разрыва прокладки имеются наслоения герметика.

Масляный канал с направлением в штуцер шланга теплообменника частично перекрыт составом герметика с   3-х   кратным уменьшением его проходного сечения.

Фактическое состояние проходимости канала штуцера определялось методом подачи воздуха под небольшим давлением, при этом проходимость канала соответствует неудовлетворительному, частично свободному.

 Исходя из выше установленных факторов имеются ниже следующие  недостатки при ремонте АКП:
- отсутствие надлежащей герметичности в соединении картеров приводного вала по признаку полного загрязнения наружной поверхности АКП выделившимся маслом
- снижение пропускной способности штуцера подачи масла в теплообменник по признаку нахождения в отверстии прокладочного  материала в виде герметика
- повторное использование прокладки с имеющимися разрывами по признаку дополнительной герметизации герметиком мест разрывов.  

                            Исследование масляного фильтра.
    
Масляный фильтр обеспечивает подачу очищенного масла в масляный насос методом процеживания масла через фильтрующий элемент, находящийся в пластмассовом  корпусе и установкой магнитной ловушки, установленный в впускном отверстии.

 Масляный фильтр смонтирован на картере гидротрансформатора методом болтового соединения около масляного насоса.

 

        Целостность корпуса масляного фильтра не нарушена. Поверхность наружняя магнитной ловушки покрыта массой металлических макрочастиц по признаку формирования ворсистости и строгой направленности по магнитному полю полюсов.

       Наличие такой массы металлических частиц на магнитной ловушке является признаком интенсивного износа фрикционов, являющиеся последствием полусухого трения, т.е. недостаточного количества масла при их взаимодействии.
Технологический процесс ремонта АКП предусматривает замену масляного фильтра, что должно быть отражено в перечне новых запасных частей использованных при ремонте.
Факт замены масляного фильтра подтверждается представлением его истцом как объекта экспертизы.
Любое полусухое трение возникает при недостаточном количестве масла поступающего в зону трения. При этом в зоне трения существенно повышается температура, образующая на поверхностях фрикционные участки зон  синеломкостей-побежалости.
Так, на фрикционном диске высшей передачи имеется ярко выраженный цвет побежалости радиальной направленности смежный к его периферии.

       Цвет побежалости имеет еле видимый красный оттенок, соответствующий его нагреву до температуры (400-500)С.

      Также имеются ярко выраженные следы износа на других пластинах сцепления.

 

    Такой фактор характеризует фрикционы как негодные  для использования по назначению.

Исследование тормозного ремня.

       Тормозной ремень установлен на планетарном механизме и предназначен для остановки (блокировки с картером) звеньев планетарного механизма.

       При включении тормоза происходит взаимодействие трением рабочих поверхностей тормоза и цилиндрической поверхности солнечной шестерни. Тормозной ремень демонтирован в процессе исследования.
На рабочей поверхности ремня имеются дефекты в виде оспин (точечные пятна) характерные для их образования при высокой температуре масла.
В средней части данной поверхности имеется дугообразный задир исходящий из средней канавки длиной 155 мм и входящий в нее.

       Данный фактор характеризует внедрение в зону трения продуктов износа твердого происхождения. При таких данных техническое состояние тормозного ремня соответствует неисправному, возникшее при работе АКП в режиме его  интенсивного износа и его высокой температуры.

    Масляный насос не исследовался по причине отсутствия такой необходимости, исходя из достаточных признаков работы АКП в условии недостаточного количества масла по причине его утечки.

        Масляный насос имеет косвенные признаки неисправного состояния по ниже следующим обоснованиям:
- в процессе эксплуатации а/м  после ремонта АКП имело место течь масла и снижение его уровня до критического состояния, при котором забор масла масляным насосом затруднен,

        - уровень масла становится ниже отверстия в масляном фильтре, насос начинает работать в холостую, закачивая воздух в магистраль, при этом лопасти насоса взаимодействуя с кольцом трения без смазки, интенсивно изнашивается с утратой работоспособности.

        При таких данных имеются весомые основания о признании масляного насоса технически неисправным.
Причиной поломки АКП является утечка масла:
- из-за повторного использования дефектной прокладки с применением герметика,
-из бокового сальника дифференциала узла вала привода переднего колеса, который при ремонте АКП подлежал замене.

        По вопросу № 2  

       Производился ли ремонт АКП а/м Nissan Maxima рег. № В 000 УТ, принадлежащего Г* М.И. по замене прокладок, 5-и фрикционов прямой передачи, замена масла?

       Исследуемая АКП имеет объективные признаки производства ремонта, исходя из представления эксперту замененных фрикционов (пластин)в количестве  21ед, масляного фильтра с относимостью к данной АКП.
Поверхности трения фрикционов имеют ярко выраженный  износ по признаку истирания трущихся поверхностей.
Использование при ремонте уплотнительного материала в виде герметика совместно с прокладками, что недопустимо как дополнитель к прокладке не предусмотренных технологическим процессом ремонта.
Нарушение герметичности АКП по признаку образования течи масла через уплотнители характерно для использования прокладок, сальников без их замены.
Причинная связь между поломкой АКП и ранее произведенным ремонтом определяется механизмом его отказа.
Согласно терминологическому словарю в машиностроении - механизм отказа это совокупность физических и (или) химических процессов, приводящих к возникновению отказа.
На основании выше выполненного исследования механизм отказа АКП формировался в ниже установленной последовательности:
- сборка АКП с использованием ранее установленной прокладки с разрывами образованными при разъединении картеров,
-  применение герметика совместно с прокладкой, при котором часть герметика внедрилась в отверстие подачи масла в теплообменник, существенно снижая его пропускную способность, тем самым степень охлаждения масла, способствуя его перегреву,
-  течь масла через боковой дефектный сальник дифференциала, который подлежал замене,
- пробуксовка фрикционов из-за недостатка масла и его высокой температуры, в том числе из-за значительного перекрытия отверстия подачи масла в теплообменнике герметиком,
-  перегрев фрикционов до температуры (400-500) по признаку изменения цвета побежалости на его рабочих поверхностях,
-  отказ АКП связанное с недостатком масла из-за его утечки по последствиям ремонта.
При таких объективных данных результатов исследования в возникновении отказа имеется непосредственная причинная связь между поломкой АКП и ранее произведенным его некачественным ремонтом.

                  
Выводы

      1.Причиной поломки автоматической коробки передач автотранспортного средства  на автомобиле Nissan Maxima рег. № В 000 УТ 116 rus, принадлежащего Г* М.И., является недостаток масла в коробке передач из-за его утечки через дефектную прокладку картеров и боковой сальник дифференциала.

      2. Ремонт автоматической коробки передач автотранспортного средства на автомобиле Nissan Maxima рег. № В 000 УТ 116 rus, принадлежащего Г* М.И.,  выполнялся по признакам:

- Произведена замена фрикционов(пластин)
- Произведена замена масляного фильтра.
- Замена прокладок, сальников уплотнителей, подлежащих замене, при каждом ремонте не производилась.

       Отказ автоматической коробки передач находится в прямой причинной связи с ранее произведенным его ремонтом.

 

Эксперт                                                         К.Б.Залялеев

 

  Приложение:

    • Вид АКП в разрезе.
    • Копия сертификата соответствия на производство контрольно-диагностических работ
    • Копия диплома о базовом автотехническом образовании.



ООО "АМАЙ" © 1991-2019. Все права защищены. | Главная | Контакты | Карта сайта | Посл. редакция 14.07.2018